Внимание: содержит спойлеры к 5 серии 2 сезона Доктора Кто.
Доктор Кто продолжает исследовать божества и мифологию в новом эпизоде «История и двигатель». Остановка для Пятнадцатого Доктора (Нкгут Гатва) и Белинды (Варада Сету) в Лагосе, Нигерия, в 2019 году превращается в мистерии, когда четыре мужчины загадочно исчезают после визита в парикмахерскую.
Эпизод продолжает современную традицию Доктора Кто, заставляя фанатов бояться обычных мест и объектов. Статуи могут прятать плачущих ангелов. Инопланетянин может прятаться в чучеле или в картине. Тишина может находиться в вашей местной библиотеке… но вы уже забыли, что они там.
Этот эпизод пробуждает новый страх из реальной жизни. Злой парикмахер может собирать ваши волосы не только для париков. Den of Geek провел интервью со сценаристом Инуой Эламсом, чтобы узнать больше о том, почему это «безопасное пространство для чернокожих мужчин» превратилось в место, где Доктор сражается с древними силами. Спойлеры впереди.
DEN OF GEEK: Фанаты Доктора Кто привыкли видеть портал в другое измерение и ужас в повседневных вещах, но откуда пришло вдохновение для создания Парикмахера и внедрения бога Ананси?
Идея злодея пришла от того, что я узнал в 2020 году. На французском языке, с коллапсом франкофонии, стиранием и колонизацией африканского представительства в их системах знаний, термин для «призрачного писателя» — это «le nègre». Термин для человека, который присваивает себе вашу работу, не давая вам ничего, — это чернокожий человек. Это меня потрясло, просто перевернуло меня. Я долго думал об этом, и есть статьи на эту тему. Это застряло у меня в голове, как червь в мозгах.
Когда я придумывал Парикмахера, я думал о ком-то таком. О человеке африканского происхождения, который создавал или разрабатывал системы повествования и другие системы для всего мира, но его постоянно вычеркивали и убирали даже из послесловий его работ. Так я начал видеть персонажа. В западноафриканском фольклоре Ананси был носителем всех историй. Я подумал, что если бы Ананси делал то же самое, что и все другие боги повествования, которые были на дне? Вот откуда пришла идея парикмахера как «злодея» или противника.
В первых двух сезонах была продолжающаяся история, где мы видели разных богов. Насколько много других эпизодов, упоминающих этих богов, вы видели перед тем, как начали писать?
Я не видел ни одного из них перед тем, как начал писать. Рассел Т. Дэвис сказал мне, что Доктор Кто — это научная фантастика, но теперь они зашли в области мифологии и фольклора. Поэтому я чувствовал себя свободным делать это. Я подумал: «Отлично, я могу этим заняться». Кроме того, мой отец был мусульманином, когда он женился на моей матери, которая была христианкой, так что я родился в многоверующей семье, и когда я покинул Нигерию, я приехал в Великобританию. Религиозное образование было моей любимой темой в школе, потому что я изучал другие верования. Так что с тех пор, как мне было около четырех или пяти лет, когда я начал осознавать, я уже выстраивал перекрестное опыление пантеонов. Писать такой тип истории было в моей стихии. В определенной степени я занимаюсь этой работой с момента своего рождения.
Этот эпизод использует увлекательный подход к включению предыдущих регенераций Доктора. Были ли какие-то ограничения на то, кого вы могли упомянуть?
Рассел никогда не дал мне никаких указаний по этому поводу. Я думал о том, что происходит в парикмахерской, где все голоса спорят, ссорятся и смеются вместе. Я тогда подумал, что тело Доктора — это кодекс, ходящая библиотека того, кем они когда-либо были. Все эти голоса и регенерации тоже спорят. Я сознательно провел эту параллель. Это стало направляющей линией в моем сценарии: «Мы видим кадры предыдущих Докторов». Рассел взял эту заметку, и редакторы включили всех. Эти кадры отлично работают, чтобы показать масштаб Доктора, особенно для Белинды. В этот момент она также понимает и глубже ощущает, кто такой Пятнадцатый Доктор и все жизни, которые он прожил.
Эпизод представил дочь Ананси и затем предложил еще один элемент загадки вокруг Доктора-беглеца Джо Мартина. Откуда пришла эта идея?
Я написал книгу под названием Половина бога осад, в которой мой protagonista, Деми, наполовину нигериец, наполовину грек. Его отец — Зевс, и я был фанатом Персея, Геркулеса, всех этих полубогов. Одна из моих любимых серий в данный момент — это анимационный сериал под названием Кровь Зевса, где снова появляется новое потомство бога. Все это варилось у меня в голове. Я думал о том, чтобы Ананси имел потомство, и по интернету разбросаны все эти истории о детях Ананси. Это имело смысл, чтобы попытаться создать еще одного, чтобы отразить и эхо себя в своих предыдущих книгах, создать дочь Ананси здесь. Но это был гениальный план Рассела вернуть Джо Мартина, который мне очень понравился, потому что Доктор Джо был окутан такой тайной. Это так прекрасно. Я молюсь, чтобы она получила еще одну итерацию, даже если это просто рождественский специальный эпизод или что-то еще. Просто увидеть Джо, как она есть, и эту Доктора-беглеца, этот дух мести, и есть так много, что мне хочется узнать о том, как Доктор становится Доктором Джо. Что позволяет ей взять в руки оружие, потому что Доктор обычно этого не делает? Они бегают с отверткой. Я не знаю, кто напишет это, но я хочу знать ответы на эти вопросы.
В этом эпизоде волосы были использованы как визуально, так и физически, и имеют более глубокий смысл, чем можно было бы ожидать. Можете рассказать подробнее, как вы развивали эту тему?
Я лысею с 25 лет. Когда я работал над пьесой Хроники парикмахерской, я путешествовал по шести африканским странам и одному городу с парикмахерами. Чтобы пообщаться с ними, мне нужно было подстричь волосы. Так что они либо должны были подстричь мне волосы, используя бритву и просто срезая волосы с головы, либо подстричь бороду, которая быстро, быстро убывала за эти шесть недель. Я начал думать о том, как руководить своими волосами, чтобы что-то у меня было, чтобы я мог присутствовать и вносить свой вклад в те парикмахерские, в которых я оказывался. Когда мы работали над пьесой, было подобное: мы рассуждали о том, как подделать стрижки или давать стрижки или кто не будет стричься, и политика всего этого.
Когда дело дошло до телевидения, я подумал обо всех этих вещах и как это использовать, и есть несколько моментов. Некоторые из них связаны с африканской мифологией, и как черные волосы завиваются и перекручиваются сами в себя. Я думаю об этом как о спирали бесконечности, и это говорит о непрерывности жизни из Африки и обратно. В этом было что-то, чтобы думать о Докторе как о бесконечном существе, но также и о историях как о бесконечных сами по себе, постоянно затеянных и перелицованных для нового поколения. В самой парикмахерской, поскольку она продолжает расти, я думал о ней как о ферме. Вы срезаете новые плоды, и они возвращаются. Поэтому волосы мужчин восполняются снова и снова, и злой парикмахер может использовать их, чтобы привлечь силу.
Идея о произвольных американских рабах, которые бегут через Северную Америку, пришла от историй, которые нашла моя девушка. Она потомок ямайских рабов. Она ямайка, ее мать ирландка, а я родился и вырос в Нигерии, что означает, что есть определенные нарративы о рабстве, о которых я ничего не знаю и которые не были мне переданы от поколения к поколению. Она рассказала мне о том, как афроамериканские рабы заплетали карты в свои волосы, и я просто подумал: «О, Боже, я думал, что Доктор об этом знает. Может быть, это могло бы стать способом вести переговоры о власти и солидарности между ним и Абе́ной». Видение было прекрасно и идеально реализовано департаментом по костюмам, режиссером. Это был один из самых захватывающих и очаровательных моментов, которые я видел в эпизоде Доктора Кто. Я говорю это объективно, даже если я это написал, видеть это на экране было умиротворяющим.
Насколько много от финала у вас уже было в голове, когда вы начали писать?
На одном из наших разговоров Рассел сказал, что было бы здорово, если бы мой эпизод закончился рукопожатием, и мне это понравилось, но это была единственная подсказка, которую я получил. Все остальное было по сценарию. Идея о том, что магазин может взорваться. Идея Рассела была в том, что паук хочет выйти, что меня очень смущало, но это нарастало, и теперь я не вижу его конца. Свобода Абены в конце, когда она покидает парикмахерскую и находит свою судьбу, была целиком моей идеей. Это было прописано. Некоторые слова изменились, но как эмоционально все стало, было целиком заслугой Макаллы [Макферсон]. С ней было очень интересно работать. Монтаж и постпродакшн привели к эмоционально насыщенному, но трогательному и безупречному финалу.
Если бы у вас была возможность написать второй эпизод Доктора Кто, что бы вы включили?
Я бы с удовольствием увидел Доктора Нкгут, который сталкивается с Орисами, йоруба-божествами из Нигерии. Это то, что я хотел бы написать, если только это не противоречит желаниям Рассела и Нкгута.
Доктор Кто выходит в эфир на BBC One и iPlayer в Великобритании и Disney+ в США и по всему миру.
Сообщение Сценарист Доктора Кто объясняет «Историю и двигатель» Вдохновение и финал появилось впервые на Den of Geek.